Электрический двигатель — электрическая машина (электромеханический преобразователь), в которой электрическая энергия преобразуется в механическую.
Принцип действия
В основу работы подавляющего числа электрических машин положен принцип электромагнитной индукции. Электрическая машина состоит из неподвижной части — статора (для асинхронных и синхронных машин переменного тока) или индуктора (для машин постоянного тока) и подвижной части — ротора (для асинхронных и синхронных машин переменного тока) или якоря (для машин постоянного тока). В роли индуктора на маломощных двигателях постоянного тока очень часто используются постоянные магниты.
Ротор асинхронного двигателя может быть:
1.короткозамкнутым;
2.фазным (с обмоткой)
Классификация электродвигателей.
По принципу возникновения вращающего момента электродвигатели можно разделить на : гистерезисные и магнитоэлектрические.
У двигателей первой группы вращающий момент создаётся вследствие гистерезиса при перемагничивании ротора. Данные двигатели не являются традиционными и не широко распространены в промышленности.
Наиболее распространены магнитоэлектрические двигатели, которые по типу потребляемой энергии подразделяется на две большие группы — на двигатели постоянного тока и двигатели переменного тока (также существуют универсальные двигатели, которые могут питаться обоими видами тока).
Двигатели постоянного тока
Двигатель постоянного тока — двигатель, переключение фаз в котором осуществляется прямо в самом двигателе. Благодаря этому такой двигатель может питаться постоянным током, но также и переменным.
Данная группа двигателей в свою очередь разделяется по способу переключения фаз и наличию обратной связи подразделяется на:
1.Коллекторные двигатели;
2.Вентильные двигатели.
3.Щёточно-коллекторный узел обеспечивает электрическое синхронное переключение цепей вращающейся части машины и является наиболее ненадёжным и сложным в обслуживании конструктивным элементом.
По типу возбуждения коллекторные двигатели можно разделить на:
1.Двигатели с независимым возбуждением от электромагнитов и постоянных магнитов;
2.Двигатели с самовозбуждением.
Двигатели с самовозбуждением делятся на:
1.Двигатели с параллельным возбуждением (обмотка якоря включается параллельно обмотке возбуждения);
2.Двигатели последовательного возбуждения (обмотка якоря включается последовательно обмотке возбуждения);
3.Двигатели смешанного возбуждения (часть обмотки возбуждения включается последовательно с якорем, а вторая часть — параллельно обмотке якоря или последовательно соединённым обмотке якоря и первой обмотки возбуждения, в зависимости от требуемой нагрузочной характеристики).
4.Бесколлекторные двигатели (вентильные двигатели)
5.Двигатели переменного тока
6.Трёхфазные асинхронные двигатели
Синхронные электродвигатели подразделяются на:
1.синхронный двигатель с обмотками возбуждения. Данные двигатели обычно используются при больших мощностях (от сотен киловатт и выше).
2.синхронный двигатель с постоянными магнитами;
3.синхронный реактивный двигатель;
4.гистерезисный двигатель;
5.шаговый двигатель;
6.гибридный синхронный реактивный двигатель с постоянными магнитами;
7.реактивно-гистерезисный двигатель.
По количеству фаз двигатели переменного тока подразделяются на:
1.однофазные — запускаются вручную, имеют пусковую обмотку, фазосдвигающую цепь или экранированные полюса;
2.двухфазные — в том числе конденсаторные;
3.трёхфазные;
4.многофазные.